Голос.
В детстве меня называли "орашкой" и "крикушкой". Голос у меня был звонкий и пользовалась я им по поводу, но гораздо чаще без повода. Конкурентов у меня в семье не было вплоть до появления младшей сестрёнки. Потому что никто меня перекричать не мог и мало кто в целом пытался это делать. А сестрёнка пыталась и у неё голос был тоньше и выше, поэтому победить её я могла только силой и громкостью звучания. Иногда мы устраивали состязания. Как их выдерживали соседи, до сих пор загадка. Но визжали мы и кричали с упоением, долго, пока не уставали.
Помню, что тогда для меня критерием "правильного" исполнения песни была громкость. В этом я была полностью согласна с героем Драгунского, петь надо громко, лучше кричать. Поэтому, когда в музыкальной школе я пришла на занятие по вокалу, оно оказалось хоровое и естественно я считала своим долгом петь громче всех. Преподаватель от меня быстро устал и тактично посоветовал мне петь тише. Я восприняла этот совет как личное отвержение и на хор больше не ходила.
Шли годы, крик уже не так хорошо "работал", пришлось осваивать другие способы достижения своих желаний, особенно, когда появились дети. Оказалось, что они быстро привыкают к крику и совершенно не так реагируют как мне бы хотелось. Короче, голос на время ушёл в тень. Ровно до третьего юбилея, когда мне подарили вместо подарка деньги и сказали - купи строго то, что тебе хочется, а не то, что "надо".
Муки поиска "хочу" привели меня к замечательному преподавателю по вокалу, который почти 4года учил меня управлять той мощью голоса, которой я владела, но пользоваться совершенно не умела. Оказалось, что петь и кричать это совершенно разные процессы, что голос удивительная штука, которая вызывает огромный спектр эмоций, он может будоражить, возбуждать, успокаивать, повергать в грусть, радовать, восхищать и много чего ещё.
Потом наши пути разошлись, и это было для меня настоящее горе. Мой преподаватель уехал в другой город и начались долгие поиски нового. После нескольких удачных и не очень проб, я забросила это дело, сохраняя в памяти воспоминания о первых выступлениях, дрожащих ногах и голосе, о чудесных песнях, которые льются изнутри и это не набор слов, а целые образы, мысли, картины, отношения.
И вот на одном из обучений я работала с голосом и так живо вспомнила свои занятия, что нестерпимо захотела вернуться к ним. И вот каким-то непостижимым образом я нахожу преподавателя по вокалу, ну очень отличающегося от всех, кого раньше встречала. Мы начинаем заниматься совершенно непонятным образом. Ну то есть совсем не так, как я раньше это делала. И при этом я начинаю петь совершенно не знакомым мне голосом, брать какие-то удивительные для меня ноты, чувствовать при этом работающие мышцы, уставать, успокаиваться до состояния близкого к медитативному. Один раз я чуть не заснула во время пения😆. Вот как это возможно?! Не напрягаться, чтобы издать нужные звуки, а расслабляться для того, чтобы лучше управлять звучанием.
Представляете какой излом мышления... Вся наша действительность учит тому, что надо больше напрягаться, упираться, прикладывать больше усилий, для достижения большего. А тут совершенно наоборот, чтобы связки лучше работали, нужно больше расслабиться и чётче ими управлять. Оказалось, что в освоении голоса столько психологических настроек, работает всё тело, мозг всё время пытается напрягаться по привычке, а когда ему дают новые задания, что-то необычное, он такие кренделя выкидывает, что остаётся только удивляться.
И здесь одна сплошная психология, никуда от неё не деться. 🥴😛
Теперь я пою тихо, спокойно, всем телом, кайфуя от ощущений и издаваемых звуков. И уже не захочу перекричать кого-то из детей, хотя иногда они искушают включить старую пластинку. За то как они любят попеть и чтобы их слушали😍. И так хорошо, что не стараются делать это максимально громко))).
Занятия вокалом стали настоящей психотерапией. Да-да, психологам она необходима, как личная психологическая гигиена. И вот как я нашла себе фотопсихолога, так же теперь у меня есть вокалопсихолог Sanches Cohitos. Хи-хи... Обрастаю специалистами☺️🤗😉